Репортажи

Об актуальной эмиграции и заблокированных песнях: в Петербурге проходит театральный фестиваль

Об актуальной эмиграции и заблокированных песнях: в Петербурге проходит театральный фестиваль

Сцена из спектакль «Эмигранты». Фото: Павел Даиси / MR7

В петербургском музее театрального и музыкального искусства в седьмой раз проходит фестиваль «Весь день — театр». В этом году его хватит сразу на два дня — первая часть фестиваля уже состоялась 30 марта, а вторую часть программы покажут 13 апреля. Для зрителей — это возможность узнать об актуальных спектаклях, которые идут не на больших сценах, но которые лучше не пропускать.

Справка

История фестиваля «Весь день — театр» берёт начало в 2016 году. Желание разделить празднование Всемирного дня театра 27 марта вместе с гостями музея переросло в идею создать полноценный театральный фестиваль, который теперь проводится ежегодно. За три года он настолько полюбился публике, что в 2019 году проект вошёл в шорт-лист премии для молодых «Прорыв», а также получил почетный диплом премии «Музейный олимп».

На фестивале Театральный музей не только отмечает День театра, но и подводит итоги своей работы за год, с которыми посетители могут познакомиться за один день. В программу фестиваля входят наиболее яркие интерактивные постановки молодых коллективов, которые выступали на сцене музея в уходящем театральном году. Организаторы также стараются показывать гостям и премьеры.

Во время экскурсии по Театральному музею. Фото: Павел Даиси / MR7

«Эмигранты» — пьеса про нашу внутреннюю миграцию

В первый день фестиваля участники петербургского проекта «Вторая студия» Антон Горчаков и Сергей Паньков представили свою главную работу последних двух лет. Пьеса «Эмигранты», написанная польским писателем Славомиром Мрожеком в 1973 году, заставляет зрителей задуматься над темами, которые не теряют своей актуальности даже спустя долгие годы. В пьесе всего два безымянных героя — интеллигент и пролетарий, АА и ХХ. Вдали от дома год за годом они бесконечно дискутируют, ссорятся, но всегда остаются вместе и встречают Новый год.

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

— «Эмигранты» — это пьеса не про людей, которые просто уехали, это пьеса про нас, про нашу внутреннюю миграцию, когда ты от ужасов внешнего мира замыкаешься в себе. Но дальше мы спрашиваем себя, как из этого ужаса выходить? Мы долго играли эту пьесу, чтобы прийти к ответу вместе со зрителями. Нужен этот второй человек, который открывает дверь, раскрывает кулисы. Пусть он тебя и раздражает, потому что он не такой, как ты. Но сначала он заботится о тебе, а потом уже ты заботишься о нём и вдруг перестаёшь замечать свои проблемы, — рассказал о пьесе режиссёр постановки Сергей Паньков. В этом спектакле он играет интеллигента.

Режиссёр и актёр спектакля «Эмигранты» Сергей Паньков. Фото: Павел Даиси / MR7

Режиссёр и актёр спектакля «Эмигранты» Сергей Паньков. Фото: Павел Даиси / MR7

Сергей также поделился, что пьеса как нельзя вовремя сама появилась в их жизни. Она во многом оказалась созвучной мыслям самих актёров, но при этом не отражала чью-то конкретную позицию, герои в ней не разделены на плохих и хороших. В 2022 году актёрам потребовалось полностью пересмотреть свой подход к работе. Современная реальность, как они рассказали, оставила сильный отпечаток на всех спектаклях, которые сейчас есть в их репертуаре — это и детские постановки, и взрослые, и даже сказки.

Фото: Павел Даиси / MR7

Фото: Павел Даиси / MR7

— Когда мир стал стремительно меняться, по началу казалось, что я как режиссёр в него не вписываюсь. «Возможна ли поэзия после Освенцима?» На этот вопрос [немецкого философа Теодора Адорно] я отвечал уже в XXI веке, сидя дома. Но пришёл Антон, исполнитель второй роли, и принёс пьесу «Эмигранты». Когда мы стали работать над ней, мысли о происходящем вокруг превратились в творчество. Это помогало справиться с тревожностью, с внутренними проблемами, — поделился Сергей.

«Потому что я не собака»

Антон Горчаков, который играет в спектакле пролетария, рассказал, что после первого прочтения пьесы он понял, что с момента написания пьесы Мрожеком в ХХ веке в мире так ничего и не изменилось.

«Потому что я не собака» — фраза, которая, по мнению Антона, описывает его героя. В каком бы тяжёлом материальном и духовном состоянии человек не находился, важно ощущать себя человеком. Поэтому его герой постоянно ездит на вокзал, знает, что сейчас не купит билет домой, но его всё равно не покидает надежда вернуться на родину — это как раз то, что делает его человеком.

Антон Горчаков в спектакле «Эмигранты». Фото: Павел Даиси / MR7

Антон Горчаков в спектакле «Эмигранты». Фото: Павел Даиси / MR7

XX ближе к концу спектакля предлагает своему другу решить загадку: что такое есть, а нету? Зрители тоже пытаются отгадать. «Правильный ответ — я. Так скажи, жизнь это или нет?» — задаётся герой вопросом, ответ на который снова не каждый может дать.

Важные вопросы актёры также поднимают в другом своём спектакле — комедии «Довлатов P.P.S». Темы про эмиграцию и взаимоотношения между людьми, по мнению артистов, стали ещё болезненнее восприниматься как зрителями, так и артистами на сцене.

— Я артист и режиссёр. Это единственное, чем я могу заниматься и что должен продолжать делать. Но невозможно находиться в черноте постоянно. Человек хоть и стремится упасть и поплакать, но и в свет тоже мечтает попасть. У него должен быть выбор: посмотреть телевизор или сходить на спектакль «Эмигранты», — говорит Сергей.

Фото: Павел Даиси / MR7

Зритель должен быть вовлечён в процесс

«Эмигранты» — отчасти интерактивный спектакль. Но не столько интерактив вовлекает в действие, сколько тесное присутствие зрителя с актёром — зал для спектакля специально выбран небольшим. Как считают сами артисты, зритель должен творить искусство вместе с ними. Актёры признаются, что если их герои молчат на сцене, то им важно передать эти чувства всем присутствующим в зале — молчание должно стать общим.

Сцена из спектакля «Прежалостная и весьма жестокая кончина Пирама и Фисбы». Фото: Павел Даиси / MR7

Сцена из спектакля «Прежалостная и весьма жестокая кончина Пирама и Фисбы». Фото: Павел Даиси / MR7

Так, артисты на фестивале «Весь день — театр» стали проводниками в прошлое, но совмещали его с настоящим. Творческое объединение «Прекрасные дилетанты» представили премьеру «Прежалостная и весьма жестокая кончина Пирама и Фисбы». Трагикомедия, которая в конце основных действий сорвала громкие аплодисменты заполненного зала, окончилась песней современного белорусского исполнителя Арсения Кисляка (AP$ENT ) «Можно, я с тобой». Хоть доступ к деятельности певца на некоторых музыкальных стримингах заблокировали, «Прекрасные дилетанты» в конце спектакля спели именно «Можно, я с тобой», однако и изменили некоторые слова. Большая часть зала пела вместе с артистами.

Фото: Павел Даиси / MR7

***

Фестиваль «Весь день — театр» должен был пройти в Петербурге 23 марта. Однако из-за трагических событий в подмосковном «Крокус Сити Холле» он был перенесён и разделён на два дня.

В программу второго дня фестиваля, который состоится 13 апреля, войдут экскурсия «Театр сквозь века», паблик-ток «Современный театр: режиссёрская версия» с участием петербургских режиссёров: создателем и руководителем самого маленького театра «Блоха» Кириллом Люкевичем, выпускницей мастерской Г. М. Козлова Серафимой Крамер, режиссёром Александринского театра Антоном Оконешниковым, постановщиком спектаклей «Театра в Театральном музее» Никитой Славичем. Модератором встречи будет театральный обозреватель, искусствовед, блогер Алена Мороз. Завершит фестиваль театрально-музыкальный эксперимент в поисках автора «Чехов. Кто?» по переписке Антона Чехова. Его покажут артисты театра «Мастерская» и проекта «Звучит». Режиссёр — Дарья Завьялова.

Подробности о фестивале можно узнать на сайте Театрального музея.

share
print