Истории

Светофоры на Невском не любят пешеходов и так будет всегда

Каждый, кому хотя бы раз в жизни доводилось переходить Невский проспект у метро «Площадь Восстания», знает, как долго пешеходам приходится ждать свой сигнал светофора: у иных граждан нервы сдают – и они, рискуя жизнью и здоровьем, перебегают дорогу на «красный». Для автомобилей «зеленый», между тем, горит несколько минут. Равенство между пешеходами и автомобилистами решила восстановить одна петербурженка: сейчас она собирает подписи в интернете за дополнительные подземные переходы под Невским. Корреспондент «МР» наведался с секундомером на проблемные перекрестки проспекта – и узнал, всё ли так плохо. Также мы выяснили, почему же светофорный режим на Невском проспекте настроен в угоду автомобилистам.

Несколько дней назад на сайте «Демократор» начался сбор подписей  за новые подземные переходы под Невским проспектом (видимо, по образу и подобию тех, что имеются в окрестностях Гостиного двора). Петербурженка Екатерина Смирнова обращает внимание общественности «на ситуацию дорожного движения в Центральном Районе Санкт-Петербурга, на перекрестки Невский пр./Адмиралтейский пр., Невский пр./Литейный пр., Невский пр./ул. Маяковского, Невский пр./ул. Марата, и в особенности Невский пр./ул. Восстания (переход к станции метро «Площадь Восстания» и торговому центру Стокманн), а также Невский пр./Лиговский пр. переход к торговому центру «Галерея», Московскому вокзалу и метро».

«Проблема заключается в том, что в этом районе практически целый день идет огромный поток людей, которые переходят дорогу, для автомобилей светофор работает очень долго (около 10 минут в час пик), по сравнению со светофором для пешеходов (иногда секунд пять). И часто люди не выдерживают столь длительного ожидания и, рискуя жизнью, пытаются перебежать дорогу (особенно это касается района площади Восстания)», - пишет горожанка.

Всё ли так ужасно? Корреспондент «МР» наведался в пятницу, после 16:00 на некоторые перекрестки, указанные в послании Екатерины. Засек секундомер, начал наблюдать.

Галопом через Невский

На пересечении Невского и Лиговского пешеходный зеленый горит примерно одну минуту – быстрым шагом можно успеть перейти туда-обратно. Гаснет зеленый – секунд 20 держится красный как для пешеходов, так и для транспорта. С воплем «ААА!» Невский перебегает орава малолетних пацанов. Минуту 20 секунд горит зеленый для транспорта: по обеим сторонам Невского копится толпа – по несколько десятков человек справа и слева. Потом гаснет зеленый для машин, которые едут в сторону площади Восстания – троллейбус, миновав пешеходный переход, но не успев повернуть на кольцо, останавливается; с той стороны Невского, которая ближе к вокзалу, на проезжую часть высыпают все, кто до этого терпеливо ждал сигнала; с той стороны, что ближе к метро – тоже опасливо семенит пара человек. На середине дороги люди замирают: со стороны Лиговского, неистово сигналя, мчатся машины. Еще 1 минуту 40 секунд для этой половины автомобильного Невского горит зеленый.

На перекрестке Марата и Невского примерно 50 секунд горит зеленый для машин, 15 секунд – для пешеходов и еще секунд 20 – красный для всех (пешеходы в это время вприпрыжку несутся через дорогу). На пересечении Маяковской и Невского 25 секунд зеленый – для пешеходов, 1,5 минуты – для машин; промежуточной фазы нет – все стоят и дисциплинированно ждут. Похожая картина – на перекрестке Литейного и Невского: соотношение 1 минута/17 секунд в пользу автомобилистов.

Пешеходы vs автомобилисты

Как удалось выяснить «МР», переходы на Невском проспекте рассчитаны на немецких пешеходов. Видимо, резвых и внимательных. А дело вот в чем. Более 10 лет назад все пешеходные переходы на Невском, а также на стрелке Васильевского острова оборудовали аппаратурой фирмы Siemens. Из расчета, что каждый пешеход будет двигаться со скоростью 1,2 м/сек («предельная» цифра норматива – 1,3 м/сек, так что всё ок). Но! «Чистые» зеленые фазы светофоров на Невском (когда горит правильный свет для пешеходов) оказались урезаны в пользу промежуточных тактов: когда мигает оранжевый, или горит красный и для транспорта, и для пешеходов.  

«Пешеходы не могут понять простую логику: светофорные фазы рассчитаны на тех, кто уже стоит у перехода и ждет своего света – а не на тех, кто медленным шагом приближается к дороге (опаздываешь – двигайся быстрее!), - комментирует автомобильный эксперт Дмитрий Попов. – Светофорный режим рассчитывается с учетом того, что надо решить две задачи. Первая – повышение пропускной способности дороги; вторая – повышение безопасности дорожного движения. Решить одну задачу можно лишь в ущерб другой. Пешеходы же этого не понимают».

Автор петиции Екатерина Смирнова предлагает решить вопрос так: построить под Невским дополнительные пешеходные переходы. «Проблема пешеходных переходов через Невский существует, - говорит автор другой петиции, «за пешеходную улицу Рубинштейна» Игорь Цветков. – Но предложение строить подземные переходы считаю не очень хорошим (хотя, конечно, все будет зависеть от проекта). Я считаю, что в Питере в целом и на Невском в частности необходимо эффективно наладить движение общественного транспорта, чтобы выиграть конкуренцию у автомобиля как средства передвижения. Транспорт должен быть удобным, работать по расписанию, его должно быть много, надо восстановить трамвайное движение, не повредит Wi-Fi в автобусах».

Компания, в которой работает автомобильный эксперт Дмитрий Попов, сейчас занимается проектированием светофорного пешеходного перехода во улице Восстания – от «Стокманна» («вовсе не в угоду пешеходам, а чтобы водители смогли выехать из торгового центра»). Встал вопрос: как скоординировать новый светофор с тем, что уже функционирует у метро «Площадь Восстания»? В процессе выявились интересные детали: теперь эксперт с уверенностью говорит – проложить подземный переход под Невским невозможно.

«Во-первых, Невский – это ФСОшная трасса (ФСО – Федеральная служба охраны – «МР») и процесс подземного строительства потребует массу согласований. Во-вторых, это гипердорогое мероприятие. Очевидно, граждане думают, что переход делается методом бурения. На самом деле, надо рыть котлован, сверху укладывать бетонные плиты. Придется перекрывать движение по Невскому полностью. Кроме того, Невский плотно упакован огромным количеством подземных коммуникаций – чтобы сделать проект, их надо как-то вынести. Никому мало не покажется, - говорит Попов. – Не худо бы в проблемных местах делать легкие надземные конструкции. Но в случае с Невским это невозможно: не разрешит Комитет по охране памятников».

Дмитрий Попов рассказывает, что раньше он сталкивался с похожими жалобами жителей в Кировском и Красносельском районах: мол, зеленый свет для пешеходов горит слишком недолго – люди не успевают через дорогу перебежать. Специалисты выезжали, проверяли. Оказалось – всё в порядке: светофорные фазы соответствуют нормам.

share
print