Истории

Полный путеводитель по новому терминалу «Пулково», который откроют уже в декабре

В Пулково наступила последняя фаза строительства главного здания нового централизованного пассажирского терминала – идут отделочные работы. Терминал, который будет соединен галереей со старым аэровокзалом «Пулково-1», обещают открыть в декабре 2013 года. Пропускная способность «Пулково» возрастет с 10 до 17 миллионов пассажиров в год. «Мой район» наведался на стройплощадку.

 

Строительная пыль и обилие отделочных материалов пока не дают увидеть терминал во всей красе. Но уже видно, что здание полно света, прозрачности и «легкости». Терминал раза в четыре просторнее нынешнего аэровокзала.

«Терминал разделен на четыре этажа-уровня, каждый из которых соединяется стеклянными галереями, мостиками и эскалаторами»,- объясняет, показывая на галереи над нашими головами, Виктор Жиряк, заместитель руководителя проекта по общестроительным работам ООО «Воздушные ворота Северной столицы».

Также к терминалу примыкает вытянутая часть – «Северная галерея», здесь тоже есть зона прилета и отлета. «Сейчас концепция всех аэропортов – вытягиваться вдоль перрона, чтобы как можно больше пассажиров обрабатывать с помощью телетрапов («рукавов» - «МР»), а не автобусов с вывозом на перрон», - пояснил Жиряк.

В новом терминале будет 14 телетрапов (семь переходных галерей, от каждой - по два телетрапа), плюс сохранятся выходы на посадку с помощью автобусов, итого - около 26-ти гейтов.

Дизайн

Архитектурная концепция аэропорта, разработанная британской компанией Grimshaw & Partners Ltd, содержит два основных мотива. Первый – водный, на него архитекторов вдохновили Нева и 300 мостов. Он воплощен в зоне прилета и в зале получения багажа. Потолок, напоминающий водную рябь на Неве, и общий темный, водный цветовой фон сразу дадут понять, куда вы прилетели.

Второй мотив – купола храма «Спас-на-Крови». Ими будут любоваться вылетающие из Петербурга – тон задает золотистого цвета, в объемных ромбовидных формах потолок. Зона отлета напоминает огромный стадион с балконом-трибуной. «Балкон» - это четвертый уровень аэропорта, часть «стерильной зоны», где разместят фуд-корт и бизнес-салон.

  • ERM_4465

    С.Николаев

  • ERM_4466

    С.Николаев

  • ERM_4474

    С.Николаев

  • ERM_4507

    С.Николаев

  • ERM_4513

    С.Николаев

  • ERM_4515

    С.Николаев

  • ERM_4537

    С.Николаев

  • ERM_4609

    С.Николаев

  • ERM_4661

    С.Николаев

  • ERM_4686

    С.Николаев

  • ERM_4716

    С.Николаев

  • ERM_4719

    С.Николаев

  • ERM_4732

    С.Николаев

Логистика

«Логистика» движения пассажиров выстроена так:

- вылетающие будут сразу подъезжать на уровень третьего этажа на предтерминальную площадку. Затем по двум переходным галереям пассажиры проходят в основное здание, где их ждет зона всех уровней контроля. Пройдя все этапы, снова по мостикам они переходят в «стерильную зону» третьего и четвертого этажей.

- прибывающие в Петербург с телетрапов попадают на второй этаж, по мостикам спускаются вниз на первый этаж в таможенную зону и получают багаж.

Новшества

Еще одно новшество – 40 элементов естественного освещения «Скай лайт» («световых фонарей»), они дают возможность по-максимуму проникать дневному свету. Предусмотрены просторные комнаты матери и ребенка, лифты и пандусы для инвалидов и даже две молельные комнаты, для христиан и мусульман.

Также смонтирована новая, полностью автоматическая система обработки багажа, включающая пять ступеней контроля безопасности. «Если что-то систему насторожило – багаж сходит на дополнительный путь и поступает на дополнительную проверку. Это даст возможность быстрее обслуживать пассажиров», - поясняет Виктор Жиряк.

Магазинчики и кафе

Магазины - 10-15 основных городских брендов - будут размещены на третьем уровне. Кафе, фудкорт – на четвертом. На первом этаже также запланирована зона аренды автомобилей.

Мнение

Леонид Лимонов, экономист, профессор НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, заместитель генерального директора «Леонтьевского центра»:

«Безусловно, новый аэропорт нужен городу. Иностранцы, зная, что летят в пятимиллионную Северную столицу России и видя наш маленький аэропорт, очень удивляются. Ведь даже в Хельсинки с населением в 500 тысяч человек построен огромный международный хаб. В плане имиджа аэропорт очень важен, для гостей города – это наша визитная карточка.

Возрастание воздушных сообщений даст толчок и новому производству, созданию новых рабочих мест – всегда вокруг больших аэропортов формируется свой обслуживающий кластер по производству, например, упаковки и других товаров.

Наличие крупного и комфортного аэропорта влияет и на туристическую привлекательность города, дает стимул развитию сервисов для туристов, гостиниц, различных услуг для транзитных пассажиров, все это экономически работает на город.

Также первое время, когда аэропорт еще не будет загружен по максимуму, я думаю, нас ожидают самые комфортные условия и быстрое прохождение всех процедур контроля».

Новый терминал в цифрах

150 тысяч квадратных метров – общая площадь нового терминала (сегодняшний «Пулково-1» занимает 30 тысяч квадратных метров).

17 миллионов человек в год – пропускная способность будущего терминала.

295 единиц техники работает на строительной площадке.

40 тысяч квадратных метров – площадь крыши главного здания терминала.

3 600 строителей работают на строительной площадке.

500 километров – общая протяженность электрокоммуникаций главного здания терминала.

70 километров – общая протяженность труб главного здания терминала.

16 500 квадратных метров – общая площадь остекления.

3 000 свай установлено в ходе строительства.

88 стоек регистрации.

14 телетрапов.

110 кабин паспортного контроля.

45 лифтов.

17 эскалаторов.

В 70 метрах от здания строится крытая парковка на 516 мест, гостиница и бизнес-центр.

Также будет построена открытая парковка долговременного хранения автомобилей на 1200 машиномест.

Сроки и этапы

Новый терминал должен открыться в декабре 2013 года. Сразу закроется на реконструкцию здание старого «Пулково-1», работы продолжатся по июль 2014 года. По предварительным планам, главное здание терминала и «Северная галерея» будут предназначены для международных сообщений. А существующее здание после реконструкции – для внутренних линий. Судьба терминала «Пулково-2» пока не решена. Общая стоимость проекта реконструкции и развития аэропорта: 1,2 млрд евро.

Кто за этим стоит

Аэропорт «Пулково» по-прежнему принадлежит городу. А вот право на реконструкцию и управление аэропортом в июне 2009 года выиграл международный консорциум, создавший оператора - ООО «Воздушные ворота Северной столицы». Компания на 35,5% принадлежит германской Fraport AG (лидирующий мировой оператор аэропортов со штаб-квартирой во Франкфурте-на-Майне), на 57,5% — VTB Bank Europe (входит в группу «ВТБ») и на 7% греческой Cоpеlouzоs Group.

Согласно концепции проекта, государство в лице города Санкт-Петербурга и ОАО «Аэропорт Пулково» передали консорциуму в управление аэропорт сроком на 30 лет. Начиная с 2012 года, оператор аэропорта выплачивает правительству Санкт-Петербурга в лице ОАО «Аэропорт Пулково» вознаграждение в размере 11,5% от авиационных доходов, помимо налогов, отчисляемых в бюджеты всех уровней.

Проект модернизации аэропорта «Пулково», как сообщили в пресс-службе ООО «Воздушные ворота Северной столицы», первый в России пример государственно-частного партнерства, реализуемый без привлечения государственных инвестиций.

Предыстория

В 2005 году «Федеральное агентство воздушного транспорта» разработало генеральный план развития аэропорта «Пулково», с целью превращения аэропорта Санкт-Петербурга в международный хаб.

В 2006 году Транспортный совет при правительстве Санкт-Петербурга утвердил генеральный план.

2008-2009 годы - был проведен международный конкурс на разработку архитектурного решения для нового пассажирского терминала аэропорта и прилегающей к нему инфраструктуры, выбран проект британской компании Grimshaw & Partners Ltd.

30 октября 2009 года - компания ООО «Воздушные ворота Северной столицы», ОАО «Аэропорт «Пулково» и правительство Санкт-Петербурга заключили соглашение о создании, реконструкции и эксплуатации объектов, входящих в состав имущества аэропорта до 2039 года.

В управление консорциума были переданы два пассажирских терминала, аэродромный комплекс с двумя параллельными взлетно-посадочными полосами и другая инфраструктура.

Куда еще полетим из нового аэропорта

Как сообщает пресс-служба оператора, одним из приоритетных направлений на ближайшие пять лет является открытие рейсов в США, а также увеличение рейсов в Юго-Восточную Азию.

Ведутся переговоры с новыми низкобюджетными перевозчиками, а также с существующими - по вопросу открытия новых направлений и увеличения частот. Такие авиакомпании, как Easy Jet, Jet2.com, Ryanair, Wizz Air, заинтересованы в открытии регулярных рейсов. Сейчас уже выполняют рейсы авиакомпании-дискаунтеры и гибриды: Air Berlin, Norvegian, Vueling, Air Baltic, AirOne.

Мнение

Олег Пантелеев, главный редактор отраслевого аналитического информагентства «АвиаПорт»:

«Рынок авиационных перевозок растет с каждым годом более чем на 10%, за 2012 год он вырос на 15,8%. Рост идет, в основном, за счет более сильного роста международных перевозок. «Пулково» перевозит сейчас до 10 миллионов пассажиров в год и занимает третье место в стране. Но увеличение перевозок у нас сильно сдерживается ограниченной пропускной способностью терминала. С появлением нового терминала откроются возможности увеличить поток и начать более агрессивную политику в плане привлечения новых авиаперевозчиков и открытию новых воздушных направлений. Сейчас наблюдается очень большой интерес у зарубежных авиакомпаний к Петербургу. Увеличится количество ожидаемых европейских лоукостеров, и, возможно, снизятся цены на полеты в города еврозоны.

Однако, появления отечественных лоукостеров пока не предвидится. В России сейчас еще не сформирована база для собственных дешевых перевозчиков, причины - в нашем сложном законодательстве (вернее, различных подзаконных актах, которые не дают снижать издержки полетов). Также причина и в сосредоточии основного потока перевозок всего в двух городах - маленький рынок.

Думаю, что новый терминал составит конкуренцию аэропорту Хельсинки, который сейчас забирает часть петербургских пассажиров - благодаря повышению уровня сервиса (будет много магазинчиков, кафе, не будет такой толчеи), и снижению цен, расширению направлений. И московским аэропортам также составит конкуренцию, так как увеличится количество и внутренних рейсов. А пока лето в Пулково будет тесным и жарким.

Новое маневрирование

По прогнозам ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения», уже в 2014 году интенсивность полетов в аэропорту вырастет на 20-25%, далее последует ежегодный рост в 10-15%. В Петербургском центре организации воздушного движения (ОВД) ожидают, что к 2017 году в «Пулково-1» будет совершаться 60-70 взлетно-посадочных операций в час. Для сравнения – сейчас производится 36-38 взлетов/посадок в час.

В связи с этим с 2009 года Госкорпорацией проводится работа по изменению структуры воздушного пространства в районе аэродрома «Пулково» - открываются закрытые ранее участки воздушного пространства и вводятся новые процедуры маневрирования. В том числе - Merge Point («Точка Сбора»).

«Она совсем недавно - год-два назад - появилась в нескольких аэропортах Европы с сопоставимой интенсивностью воздушного движения (Осло, Дублин). Применение данной технологии позволяет максимально эффективно и с высоким уровнем безопасности организовывать воздушное движение в аэропорту», - сообщает Николай Ивашов, официальный представитель ФГУП «Госкорпорация ОрВД»

О шуме

В аэропорту говорят, что шумовое воздействие на близлежащие населенные пункты увеличится незначительно  - таковы результаты специального моделирования до 2025 года. Впрочем, нам обещают мониторинг авиационных шумов, вывод из эксплуатации шумных самолетов ТУ-134, ТУ-154Б, ТУ-154M, ЯК-42 и ИЛ-76. 

Еще одна мера - использование с 23 часов до 7 утра для взлета и посадки наиболее удаленной от населенных пунктов взлетно-посадочной полосы Южной. Также предполагается запретить использование реверсивной тяги в течение ночного времени суток, за исключением случаев, когда это необходимо в целях безопасности.

Источником шума и вредных выбросов являются вспомогательные силовые установки (ВСУ) - встроенные в самолеты дополнительные источники электрической и гидравлической мощности. С открытием нового терминала и перрона каждое место стоянки воздушного судна будет оборудовано источником наземного электропитания, использование которого, возможно, сделают обязательным - объясняют в Пулково.

Защита от птиц

Не секрет, что в 8 км от аэропорта находится Волхонский полигон твердых бытовых отходов. Естественно, свалка привлекает птиц. Но, как выяснил «МР», с середины 2012 года полигон был переведен на рекультивацию и сейчас туда свозят исключительно не бытовые отходы (строительные, грунт и так далее).

Защиту от птиц обеспечивает специальная Группа авиационной орнитологии – круглосуточно ведет наблюдение и воздействует на чаек присутствием соколов, сообщает ООО «Воздушные ворота Северной столицы».

А как подъехать?

Проблема будущей транспортной доступности аэропорта остается нерешенной. Анонимный источник в правительстве города сообщил «МР», что в марте состоялось закрытое совещание в Смольном по этому вопросу. Напомним, изначально обсуждались три варианта: «Аэроэкспресс», метро и линия скоростного легкорельсового трамвая.

По данным источника, смета по «Аэроэкспрессу» составила 13 млрд рублей, а метро обойдется нам в 30 млрд рублей. Тем не менее, город склоняется к подземке, так как жителям не надо будет с багажом пересаживаться, покупая дополнительные билеты на поезд (в Москве билет на «аэроэкспресс» стоит 250 рублей). Но пока средств на строительство в городе нет. Губернатор Георгий Полтавченко попросил у министра транспорта Максима Соколова выделить из федерального бюджета 34 млрд рублей на продолжение линии метро до Пулково.

По информации городских СМИ, проектирование линии метро от станции «Проспект Ветеранов» до аэропорта (с промежуточной станцией «Ульянка») должно быть начато не позднее 1 июля 2013 года. Сроки строительства — с 1 января 2015 года до 1 апреля 2018 года.

Ответ еще не получен. Вариант трамвая уже не рассматривается.

Мнение

Александр Карпов, директор центра экспертиз ЭКОМ:

«Столкновение интересов авиации и застройщиков уже наблюдается – рядом с аэропортом минимум три поселка страдают от авиационных шумов, которые превышают нормы. Хотя проблема расположения аэропорта в большом городе – общемировая. Любому городу очень выгодно, чтобы аэропорт был расположен как можно ближе к центру. Чтобы люди, у которых есть, допустим, 5-6 часов между рейсами, смогли выехать в город, что-то посмотреть и потратить деньги. Это очень важный фактор туристической привлекательности. В этом плане аэропорт «Пулково» расположен хорошо. А вот то, что вблизи аэропорта застраиваются поселки – это уже проблема некомпетентного градостроительства и лиц, это допускающих.

В будущем городу, конечно, понадобятся еще и второй, и третий аэропорты, возможно, дифференцированные по функциям. Мы считаем, что необходимо сегодня хотя бы сохранить военные аэродромы в Пушкине, в Горской, и Бычье поле в Кронштадте. Это сейчас конфликтные точки – на пушкинский наступает город-спутник Южный, в Горскую хотели переместить ВМА, на Бычье поле – «Адмиралтейские верфи». Мы работаем сейчас над поправками в Генплан: предложим законодательно защитить эти территории для будущего».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

share
print