Астрономы нашли экзопланету, рекордно далекую от своей звезды

Астрономы обнаружили экзопланету, которая удалена от своей звезды на рекордное расстояние, у красного карлика в созвездии Гидры. Звезда класса K, находящаяся в 176 световых лет от нас, по размерам и массе чуть меньше нашего Солнца. В ее протопланетном диске и обнаружилась небольшая планета, обращающаяся вокруг светила на расстоянии, превышающем дистанцию между Солнцем и Плутоном в два раза.

Как рассказала один из авторов открытия, Алисия Уайнбергер из института науки Карнеги в Вашингтоне (США), она и ее коллеги обнаружили «невозможную» планету, наблюдая за TW Гидры при помощи телескопа «Хаббл». TW Гидры давно привлекала внимание ученых тем, что это ближайшая к нам звезда, имеющая протопланетный диск. Наблюдая за диском, ученые обнаружили на расстоянии в 80 астрономических единиц небольшую зону пустоты шириной в 20 астрономических единиц, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на статью в Astrophysical Journal.

• 750px-HD_113766_circumstellar_disk

Wikipedia, NASA

• Misty_Star_in_the_Sea_Serpent01

Wikipedia, NASA

По словам авторов работы, внутри зоны и обнаружилась небольшая планета, чья масса составляет 6 – 28 массы Земли. Это не позволяет однозначно определить природу планеты – она может быть как крупной суперземлей, так и небольшим «горячим нептуном». Ранее расположение небольшой планеты на такой удаленной орбите считалось невозможным: каменистые планеты должны формироваться во внутренних регионах протопланетного диска, а на его окраинах могут существовать только планеты-гиганты, до которых обнаруженная планета не дотягивает.

«TW Гидры молода – ее возраст составляет не более 10 миллионов лет, и ее газопылевой диск скоро исчезнет, завершая процесс планетообразования, – рассказала Уайнбергер. – Мы были удивлены, что нам удалось найти небольшую планету на таком значительном расстоянии от звезды. Все известные модели не могут объяснить существование столь далекой и небольшой планеты у звезды-карлика». Дальнейшее изучение TW Гидры должно помочь найти ответ на эту загадку. Либо планета является редким исключением из правил, либо традиционные модели формирования планет имеют существенные недостатки.

Видео по теме