Истории

«Гостиный двор» — нужна перезагрузка

Магазин «Большой Гостиный двор» в очередной раз получил признание – первое место в номинации «Лучший магазин Санкт-Петербурга» в городском конкурсе. Однако среди петербуржцев отношение к Гостинке неоднозначное, а многие и вовсе не были в нем «100 лет».

Если войти в магазин прямо из метро, сразу на входе — аптека, сувениры и фотоотдел, на проходе — отдел домашних тапок. Далее справа — зонты и рюкзаки. Сверху под потолком надпись с указателями: Садовая линия направо, Невская линия — налево. Но что это говорит мне как покупателю? Решила повернуть направо: прохожу сумки, портфели, часы, ювелирные украшения. Затем детский отдел Lego. Впереди увидела первый ориентир под потолком — надпись «Канцтовары». Иду к ней, замечаю куртки и плащи. Потом — канцтовары, но они резко обрываются и начинаются… сигары и вина.

Первую карту магазина небольшого размера нашла только возле угловой лестницы, ведущей на второй этаж.

Тем не менее, судя по опросу петербуржцев в интернете, многие любят Гостинку. «Гостиный двор очень гармоничный, стильный, но не вычурный и гламурный. Я его люблю таким, какой он есть!» — ответила покупательница Анна. Другие отмечали, что им нравятся интеллигентные продавцы «родом из 80-х». «Весной мне на Садовой линии безвозмездно проверили и починили часы. Здесь такой дух!» — отметила Наталья. Гостиный двор ассоциируется с покупкой первых часов, «железной дороги» или платьев на выпускной... Привлекают любителей БГД широта ассортимента, вкусные пышки в пышечной, детская комната.

Почти все отвечали, что Гостинка нравится еще и потому, что «не похожа на обычный торговый центр». И правда: если взглянуть на Гостиный двор с точки зрения мерчандайзинга (а попросту — манипуляций сознанием покупателя) — он явно в аутсайдерах.

Сегодняшние ТРК изначально построены с целью программировать нас на лишние траты. Это и продуманные пути между товарами ежедневного спроса — максимально петляющие и «товаронасыщенные».

Человеку приятнее идти в левую сторону, поэтому путь от входа до кассы обычно лежит против часовой стрелки через весь магазин. Человек любит повороты на 90 градусов — это также лежит в основе расположения отделов. Прозрачные лифты, «правильно» расположенные лестницы и эскалаторы, чтобы покупатель мог увидеть все вывески, все бренды, «нужные» запахи и музыка, освещение, раскладка товара научно обоснованы и буквально «ведут» покупателя. Порой после посещения торгового центра приходишь в себя только дома, глядя на пустой кошелек.

В старом добром Гостином дворе это «зомбирование» не так ощутимо, может, это и привлекает?

Мифы и критика

Однако, опрос явил и другую картину: половина опрошенных отвечала, что в БГД «не были лет десять» (пять, три, сто...), но «уверены», что там необоснованно дорого. В целом более критично на Гостинку смотрят «приезжие» петербуржцы (ведь для них это всего лишь магазин). «Неудобные отделы, странные переходы от обуви к продуктам» (Екатерина), «У меня осталось впечатление, что это склад, а не магазин, и продавцы там совершенно не заинтересованы в продажах. Очень много напихано на маленьких площадях» (Константин).

«Не понятно, где ты находишься: в магазине с элитными товарами или месте, где продают товары с рынка, но по завышенной цене. Хождение по этому магазину у меня вызывает досаду: от отсутствия организации, оттого, что ты в любой момент можешь заблудиться, а понять, где нужный отдел, можно не по вывескам, а только у охранников, которые попадутся у тебя на пути» (Алена).

Отмечают плохую вентиляцию, недостаточность мест для перекуса. Часть жителей и вовсе считает, что Гостиный двор нужно превратить в место для отдыха, а не только для покупок. «Не хватает чего-то современного, для молодежи. Там бы выставочное пространство, художественные лавки организовать, кафешки- читальни.…» — размышляет Татьяна.

Мнения экспертов

Стив Каддинс, координатор движения «Красивый Петербург»

«Исторически Гостиный двор был торговым объектом с широким ассортиментом, поэтому я не думаю, что нужно кардинально менять его предназначение. В большей мере меня волнует Апраксин двор, который, по сравнению с Гостинкой, находится в катастрофическом состоянии».

Красимир Врански, автор и руководитель проекта «Красивый Петербург»

«Предлагать что-то для развития Гостиного двора в отсутствии единого плана развития Невского и центра города будет не правильно. Исторически сложилось, что там была торговля. Но если в какой–то момент власти поменяют курс в сторону «города для людей», то в Гостинке могли бы появиться пространства для приятного времяпрепровождения, а не только для шоппинга».

Кристина Волобуева, основатель центра дизайна и урбанистики Make it

«Не помню, когда я туда заходила... Но мне очень нравится само здание. Я правда, его не использую как магазин, а скорее как дорожку от Гостинки к Сенной. Думаю, многие так делают. И еще одна вещь, которая у меня ассоциируется с Гостиным двором — Новогодний базар.

Сейчас многие считают это место туристическим, центральным и что там вещи не для них, не для простых обывателей. Это сильно отталкивает, это как-то нужно изменить. Просто магазины бы подобрать более близкие к людям. Думаю, что органические продуктовые магазины хорошо бы вписались, кафешки, приятные и полезные магазинчики типа подарочного, художественного. И что-то просто для отдыха: библиотека, лекционный зал очень хорошо впишутся, даже миникинозал авторского кино — почему нет? Мне кажется, так можно сделать Гостиный двор очень правильным местом».

Алексей Третьяков, председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка:

«Давно не заходил в Гостиный двор как покупатель. Во времена дефицита магазин был популярен, потому что здесь был шанс купить хоть что-то стоящее, к тому же в Гостинке была своя аура. Сейчас в городе много других, более современных торговых центров, где ассортимент и площади более значительны, и, конечно, Гостиный двор уже не сможет вернуть прежних позиций. Я считаю, что магазину необходимо двигаться в направлении «сувенирно-культурного центра» города. Обувь или одежду люди купят и в другом месте, а вот центра, где бы в изобилии были и сувениры, и книги, и живопись, графика, скульптура, другие различные произведения искусства, да еще бы проводились и культурные мероприятия — такого нет. Да, наверное, экономически организовать такой центр сложно. Но, я считаю, это было бы достойное вложение бюджетных и спонсорских средств».

Что надо делать

Конкретные предложения от горожан:

– «Сократить спортивный отдел по Садовой линии. Сделать более удобным доступ в отдел детских игрушек и весь детский ассортимент собрать на одной территории (сейчас и на первом, и на втором этажах по Садовой). Локализовать всю обувь в одном месте (сейчас на Перинной и на Садовой). Установить кондиционеры — в XXI веке живем!» (Екатерина).

– «Нужны четкие схемы, установленные во многих точках магазина. Установка указателей (в том числе на туалет). Сегментирование магазинов. Создание инфраструктуры для покупателей. Выбор концепции магазина» (Алена).

– «Там кардинально нужно поменять состав арендаторов. Пусть уж если цены высокие, это будут действительно дорогие элитные вещи, а не среднего качества товар по завышенному ценнику» (Тамара).

– «Надо дать больше рекламы. Живу в Питере уже 1,5 года и ни разу туда не заходила, даже не знаю, что там продают» (Камелия).

По данным пресс-службы ОАО «Большой Гостиный двор»:

– 60% покупок совершают жители города и 40% — гости Санкт-Петербурга.

– Представлена продукция более трех тысяч российских и зарубежных фирм.

– Магазин обслуживает держателей пластиковых карт «Детская» и «Дошкольная» товарами для детей со скидкой 20%.

– Действует дисконтная система, позволяющая постоянным покупателям получить скидку на все товары.

– На внутренней территории универмага есть бесплатная парковка.

– Магазины в универмаге сгруппированы по направлениям. Так, на Садовой линии на втором этаже представлена женская одежда, на первом — обувь и кожгалантерея, а также детские товары и канцелярия. На Ломоносовской линии и части Перинной располагаются товары для дома. На Перинной линии на втором этаже представлена одежда для мужчин, а первом этаже — фото- и радиотовары, музыкальные инструменты и обувь. Невская линия — представлены сувениры, ювелирные изделия, часы, обувь и аксессуары, а также продовольственный магазин (подарочные наборы, элитный алкоголь…). На втором этаже Невской линии расположена Галерея высокой моды.

– В магазине существует театрально-выставочный комплекс «Гостинка ART», где проводятся музыкальные и поэтические вечера. (О них можно узнавать на сайте БГД).

Историческая справка

Челобитную с просьбой построить Гостиный двор  на углу Большой першпективной дороги и Другой першпективной дороги (Невского проспекта и Садовой улицы) купцы подали в 1735 году.

Несколько десятилетий Гостиный двор представлял собой просто уличный базар с лавками.

share
print