Истории

Жизнь в новых районах Петербурга рискует стать компьютерной игрой с множеством багов

Юридическое управление ЗакСа раскритиковало законопроект о региональных нормах градостроительного проектирования, принятый в первом чтении 11 декабря. Из-за него жизнь в новых районах Петербурга может стать похожей на компьютерную игру с множеством багов: люди не будут помещаться на квадратных метрах, машины – на дорогах, поликлиники – в кварталах. В одном районе придется идти до остановки транспорта 300 метров, а в другом – 800. И везде чиновники будут давать собственные определения туманной формулировке «объекты повседневного пользования», что добавит в игру множество «пасхальных яиц».

Региональные нормативы градостроительного проектирования – это исчерпывающее описание городской инфраструктуры, начиная с детских площадок, парков – их размеров, расположения, транспортной доступности, заканчивая характеристиками целых кварталов. Они необходимы, чтобы новая застройка соответствовала современным представлениям о комфорте, и людям не приходилось занимать очередь в детском саду в другом конце города или стоять в многочасовой пробке на выезде из района.

В 2004 году понятие РНГП появилось в Градостроительном кодексе. В 2006 появился закон, предписывающий разработать, наконец, эти нормы. В начале 2009 в Комитете по градостроительству пообещали выпустить их «в течение лета». Так многочленные варианты проекта начали путешествовать по бюрократическим инстанциям, всплывая то в юридическом комитете Смольного, то в Законодательном собрании, где их называли катастрофой.

При подготовке законопроекта между депутатами и чиновниками развернулась война за квадратные метры. В Мариинском дворце разработали свой вариант градостроительных норм, который не устроил в свою очередь Смольный. В 2013 году новый строительный вице-губернатор Марат Оганесян максимально ускорил доработку документа, и на одном из последних заседаний ЗакСа представитель губернатора Михаил Бродский внес его в повестку «с голоса». Не ожидавшие этого депутаты приняли законопроект в первом чтении 35 голосами «за» из возможных 50.

Как «посчитали» новые кварталы Петербурга

Согласно законопроекту, каждые пять лет среднестатистические квартиры петербуржцев должны становится больше по площади. Средняя обеспеченность жильем в доме, построенном до 2015 года, будет составлять 28 кв. метров, после – 30 кв. метров, а после 2020 года – 35 кв. метров. Для сравнения, сейчас на одного петербуржца приходится 24 кв. метра жилья, а на жителя Франции, Германии и Нидерландов – от 37 до 74 метров.

Также на тысячу жителей микрорайонов должно приходиться 2% музея, 6% библиотеки, 6,3 зрительских места в театре, семь мест в кино и 13 мест в культурно-досуговом учреждении. Рассчитаны парковки – 350 на тысячу жителей, площадь улично-дорожной сети, инженерная инфраструктура и тому подобное. Интересно, что показатели обеспеченности образовательными учреждениями значительно выше тех, что учтены в Генеральном плане Петербурга: 55 мест в детских садах на тысячу жителей против 35 в Генплане, 120 мест в школах против 115 в главном градостроительном документе. В данном случае региональные нормативы проектирования являются определяющими. По-настоящему же превратить жизнь в Петербурге в компьютерную игру с множеством багов могут расхождения с федеральными нормами градостроительства.

«То, что относится к полномочиям Российской Федерации лучше вообще не трогать, чтобы не возникало противоречий, – комментирует руководитель Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. – Например, пункт 6 статьи 19 посвящен пожарным депо. У «федералов» свои нормы и понятия, в соответствии с которыми они набирают штат и закупают технику. И тут хоп – появляется какая-то петербургская норма. В итоге машина при пожаре не будет вписываться в пожарный проезд. То же самое с почтовыми отделениями, они подчиняются федеральному унитарному предприятию «Почта России». Не может быть дублирования и даже улучшения федеральных норм».

Подобные расхождения станут причиной того, что ко второму чтению законопроект придется серьезно перерабатывать. Как стало известно «МР», юридическое управление Законодательного собрания признало некорректными 14 из 19 статей документа и нашло в нем десять коррупциогенных факторов. Например, в пункте 2 статьи 10 дается понятие «объекты обслуживания повседневного пользования» – что это, разработчики законопроекта не уточняют. Говорится лишь, что они должны быть обеспечены 25 литрами воды в сутки. Такие формулировки, как «территории, обеспеченные транспортными связями», «районный (межрайонный) уровень обслуживания» не использовались ранее в законодательстве, их трактовки слишком широки. По мнению юристов, это может привести к коррупции.

«Набор объектов, стоящих за этими формулировками, будет сильно зависеть от настроения чиновника, – продолжает Александр Карпов. – Кроме того, неточность формулировок ведет к раздуванию чиновничьего аппарата. В одном учреждении недавно сменили инструкцию, по которой должны работать чиновники. Четкие формулировки сменили на абстрактные. Теперь чиновники не хотят брать на себя ответственность, подписывать документы, постоянно бегают советоваться по кабинетам. Раньше с работой справлялись несколько человек, теперь штат раздувают на сотню и более».

По словам эксперта, неточность формулировок и расхождения с другими нормами позволяют чиновнику работать в стиле «кручу-верчу, запутать хочу» и исключают возможность контроля. Похожие выводы, только бюрократическим языком содержатся в официальном отзыве юридического управления ЗакСа на законопроект. В ближайшее время он будет опубликован на сайте Собрания.
 

share
print