Истории

«Манифеста 10»: риторика в духе холодной войны

За последние недели в социальных сетях и многих интернет-СМИ появились публикации, в которых различные художники (украинские, российские, европейские) призывают бойкотировать европейскую биеннале современного искусства «Манифеста 10», которая откроется 28 июня в Государственном Эрмитаже.

3 марта 2014 года  украинский художник Юрий Лейдерман опубликовал обращение к представителям мировой художественной общественности. «Моя родина оказалась объектом наглой, циничной военной агрессии со стороны путинского режима России. Безусловно, Санкт-Петербург − прекраснейший город, а Эрмитаж − один из лучших музеев мира. Однако решение проводить «Манифесту 10» в стране, где попирается свобода художественного жеста, в стране, возведшей имперский шовинизм и мракобесие в ранг государственной идеологии, было изначально ошибочным, – пишет Лейдерман, который был участником еще первой «Манифесты 1» в 1996 году в Роттердаме. – Сейчас же такое намерение представляется позорным. Я прошу вас поддержать народ Украины, ведущий труднейший бой за независимость и будущее своей страны! Я обращаюсь к мировому художественному сообществу с призывом бойкота «Манифесты 10» в Санкт-Петербурге!»

На следующий день появилась петиция группы художников из Амстердама и Дюссельдорфа с призывом не проводить «Манифесту 10» в Петербурге. Свои подписи под обращением поставили 1687 человек, в том числе российские художники Дмитрий Врубель, Сергей Мироненко, Сабина Шихлинская, Лариса Звездочетова, а также сокуратор «Манифесты 5» в Сан-Себастьяне в 2004 году Марта Кузьма.

Это второй случай, когда художники собирают подписи против проведения «Манифесты» в России. Еще летом появилась петиция с призывом бойкотировать мероприятия из-за принятия закона о запрете пропаганды гомосексуализма, но эту петицию организаторы не восприняли всерьёз. На этот раз подписавшиеся считают проведение любых культурных мероприятий на территории России знаком поддержки военных действий местных властей.

Куратор «Манифесты 10» Каспер Кёниг с таким мнением не согласился. Он не просто не собирается отменять или переносить биеннале, он хочет постараться избежать самоцензуры среди участников, поводом для которой могут послужить происходящие события.

43 художника из разных стран уже готовы представить свои работы на «Манифесте 10». Их можно будет посмотреть с 28 июня по 31 октября в здании Главного штаба. Биеннале современного искусства «Манифеста» всегда служит катализатором местной и международной художественной жизни. Бойкот «Манифесты» ее организаторы воспринимают как продолжение риторики в духе Холодной войны, что, конечно, не будет достойным ответом на всю сложность сложившейся геополитической ситуации.

Каспер Кёниг, куратор биеннале «Манифеста 10»:
 
«Я чувствую, что проведение биеннале очень важно для Санкт-Петербурга, для людей, живущих в городе. Выставка является лишь частью более масштабного процесса, включающего искусство, образование, публичные дискуссии, гражданские инициативы и многое другое. Ситуация усложнилась с тех пор, как мы начали работать, однако я не считаю, что проведение биеннале в Санкт-Петербурге имеет что-то общее с поддержкой (будь то Государственным Эрмитажем и его директором Михаилом Пиотровским, международными фондом «Манифеста» и его директором Хедвиг Фейен, лично мной) политических решений, принимаемых в настоящий момент российским правительством. Прекращение нашей работы по причинам, отличным от практической невозможности ее продолжения, не кажется мне выходом из ситуации.

Моя цель состоит в том, чтобы биеннале была многосложной и интересной с точки зрения представленных на ней художественных подходов, и эта цель будет достигнута благодаря участвующим в ней художникам. Основная задача в данном случае – всеми возможными способами бороться за то, чтобы искусство продемонстрировало всю широту заключенных в нем и открываемых им перспектив. Мне не хотелось бы, чтобы эти слова были восприняты исключительно как комментарий для прессы, я хочу выразить нечто более важное, чем просто мое отношение к сложившейся ситуации.

Приглашая художников к участию, я говорил им следующее: «Конечно, политические обстоятельства в настоящий момент непростые и во многом неприятные, и мы должны избежать самоцензуры. Мой контракт предполагает свободу творчества – настолько, насколько она не противоречит законам Российской Федерации. Тем не менее, мы не хотим выставлять что-то, что сводилось бы к дешевой провокации. Перед нами открыты богатые возможности, и было бы ошибкой увидеть в них всего лишь шанс делать какие-то политические заявления».

Мы прекрасно понимаем, что биеннале «Манифеста 10» будет не по назначению использоваться политическими активистами в качестве платформы для высказываний. Тем не менее, наша цель должна состоять и состоит в том, чтобы, используя ограниченные возможности искусства, сделать выставку, которая приглашает к диалогу, которая задает вопросы, и которая оставит после себя важный след и после ее закрытия осенью 2014 года».

share
print