Репортажи

На площадь к Московскому вокзалу спустя 74 года вернулись липы

На площадь к Московскому вокзалу спустя 74 года вернулись липы

Фото: Елизавета Наливайко / MR7

Пять лет обсуждений, споров, мечтаний, и вот, наконец, петербургские активисты добились возвращения лип на площадь Восстания — к главному входу на Московский вокзал. 27 апреля около пятидесяти неравнодушных петербуржцев собрались возле вокзала, чтобы торжественно высадить последнее, девятое деревце. Подробнее о том, как прошёл этот «народный праздник», в репортаже MR7.

«Потом поймёшь через много лет, почему ты тут был»

На торжественную высадку петербуржцы приходили семьями — с бабушками-дедушками и детьми. Малыши, конечно, не совсем поняли ценность мероприятия, но были очень рады, когда взрослые разрешили подержать лопату и даже немного помочь в посадке липы.

— Потом поймёшь через много лет, почему ты тут был. Это дорогое воспоминание, — сказала своим внукам Ирина, одна из неравнодушных жителей, кто пришёл поддержать активистов.

Фото: Елизавета Наливайко / MR7

Идея вернуть деревья на площадь Восстания пришла активистам Центрального района Петербурга. Один из них, Константин Хрщонович, долгое время посвятил работе с архивами в Российской национальной библиотеке и выяснил, что в конце сентября 1950 года, 74 года назад, возле Московского вокзала впервые были посажены липы.

Он рассказал, что в 1948 году, после войны, появилась необходимость провести комплексную реконструкцию площади. Именно тогда в газетных заметках уже впервые упоминалась идея высадить деревья возле вокзала.

Жители города помнят, что ещё в 1990-е липы были на площади, но в 2000-е они исчезли.

Кстати

В начале 1950-х с Невского проспекта сняли трамвайные пути. А в 1955-м открылась станция метро «Площадь Восстания». Одновременно власти считали нужным облагородить территорию площади, поэтому параллельно с транспортной реконструкцией происходило озеленение. В 1952-м появился сквер — на месте, где до 1937 года стоял памятник Александру III. Но сквер продержался чуть больше 30 лет. В 1985-м на этом месте установили обелиск «Городу-герою Ленинграду».

«Может быть, увидеть эти липы — это моя последняя радость в жизни»

27 апреля на посадку последней липы пришли те, кто ещё помнит первые деревья.

Татьяна Сергеевна, 75-летняя жительница Центрального района, поделилась, что очень рада возвращению лип. Вся её жизнь прошла именно в центре города, как она рассказала.

— Может быть, увидеть эти липы — моя последняя радость в жизни. Мой отец, Сергей Саванин, после окончания института в блокаду сначала работал на Дороге Жизни, ремонтировал её, а потом всю оставшуюся жизнь — на Московском вокзале, был заместителем начальника дистанции путей. Я знала, что находится за каждой дверью вокзала, всю его территорию и, конечно, помню те — первые — липы. Я всё это видела своими глазами, — поделилась Татьяна Сергеевна.

Фото: Елизавета Наливайко / MR7

Фото: Елизавета Наливайко / MR7

1,7 миллиона рублей от анонимных благотворителей

Куратор проекта по возвращению лип — активист Ярослав Костров рассказал, что идея вновь высадить деревья пришла, когда в 2016 году высаживали клёны на противоположной стороне площади. Тогда получилось не очень успешно. Деревья не прижились. В 2019-м активисты решили, что лучше сажать липы. Но тогда высадка сорвалась — чиновники не согласовали идею.

— Мы долго мечтали и шли к этому. Путём проб и ошибок, долгих согласований с городом, в том году удалось добиться восстановления исторической справедливости, — рассказал Костров.

Активисты признались, что за все эти годы 90 процентов всего времени ушло именно на согласование и переговоры с властями.

Получить разрешение нужно было у комитета по энергетике и инженерным коммуникациям и комитета по благоустройству. Главная сложность заключалась именно в коммуникациях — как высадить деревья так, чтобы они не задели инженерные сети.

А ещё нужно было убедить чиновников, что деревья не помешают транзиту пешеходов.

Кроме того, выяснилось, что центральная часть площади перед вокзалом находится в аренде у РЖД. Поэтому основное разрешение на посадку деревьев, помимо городской администрации, нужно было получить и у железнодорожников. Времени на это, по словам активистов, ушло достаточно много.

Фото: Елизавета Наливайко / MR7

Фото: Елизавета Наливайко / MR7

На реализацию всего проекта потребовалось порядка 1,7 миллиона рублей. Самым дорогим, как рассказал Ярослав Костров, оказалась закупка поребриков (они стоили 700 тысяч рублей).

Подрядчиком выступила компания «Невские газоны», которая, по словам Ярослава Кострова, работала с нулевой наценкой.

Липы закупали в питомнике. Выбирали специально пятиметровые и одинаковые деревья.

Основными спонсорами стали некоторые представители крупного бизнеса, которые пожелали остаться анонимными. Поскольку проект в этот раз получился масштабнее остальных, как пояснили активисты, пожертвования с горожан не собирались. Нашлись влиятельные люди, которые направили большие суммы.

share
print