Ученые обнаружили воду в атмосфере горячего юпитера

Ученым из США удалось обнаружить водяные пары в атмосфере экзопланеты, относящейся к классу горячих юпитеров – массивных экзопланет, расположенных очень близко к своей звезде и сильно разогретых. Группа астрономов изучала данные, собранные обсерваторией Кека на Гавайях с использованием ближнего инфракрасного эшелле-спектрографа. Им также удалось определить, что планета в шесть раз массивнее Юпитера.

Научно-исследовательская группа американских ученых обнаружила пары воды в атмосфере планеты Тау Волопаса b, используя сложную технику на основе эффекта Доплера для обнаружения экзопланеты и демонстрации наличия воды в ее атмосфере, пишет портал «Вести.ру» со ссылкой на Astrophysical Journal Letters.

• 598px-Wide-field_view_of_the_parent_star_of_the_famous_exoplanet_Tau_Boötis_b

VLT's wide-field view of the parent star of Tau Boötis b. Credit: ESO.

• 2

Tau Boötis b, artist impression. Credit: ESO.

• 3

Tau Boötis b, artist impression. Credit: ESO.

• 1

Tau Boötis A and Tau Boötis b, artist impression. Credit: ESO.

Экзопланета обращается вокруг желто-белого карлика Тау Волопаса A (компонента двойной системы с красным карликом Тау Волопаса B) всего за 3,3 дня и из-за столь близкого расположения к светилу нагревается до очень высоких температур, при которых вода может существовать только в виде высокотемпературного пара. Сравнив молекулярную подпись воды в спектре с комбинированным спектром звезды и планеты, ученые смогли изучить движение планеты, установить ее приблизительную массу и наличие паров воды в атмосфере.

«Обнаружение водяного пара на Тау Волопаса b – это важный и захватывающий шаг для понимания состава горячих юпитеров, – объяснил один из авторов исследования, доктор Джон Карр из Научно-исследовательской лаборатории ВМС США. – Полученный результат также демонстрирует эффективность нашей методики для измерения воды и других молекул в планетарных атмосферах, таким образом, предоставляя новый инструмент для изучения эволюции и природы экзопланет».

Отметим, ранее ученые уже сообщали об обнаружении воды на ряде других экзопланет. При этом большинство из них использовали для этого метод транзитов, для применения которого необходимо, чтобы планета затмевала свою звезду для земного наблюдателя. Однако множество экзопланет не могут быть изучены с помощью такой методики.